Первая в Чечне девушка-пилот: в небе безопасней, чем на земле
Ларина Евмурзаева, первая чеченская девушка-пилот, второй год управляет самолетом ЯК-42 авиакомпании "Грозный Авиа" и мечтает стать командиром судна. Но это не единственная мечта потомственной летчицы и выпускницы Краснокутского летного училища в Саратовской области.
Двадцатитрехлетняя Ларина рассказала в интервью РИА Новости, как пришла к столь необычной профессии, о семейных традициях и профессиональных приметах.
Юная летчица также поведала о тонкостях летного дела и вспомнила, как училась в летном училище, где она была первой в истории этого учебного заведения девушкой-студенткой.
Стройная и хрупкая с виду девушка, воспитанная в традиционной чеченской семье, пилотом стала неслучайно. Ее отец - пилот с 45-летним стажем, а двое братьев пошли по его стопам. Родители, по словам Ларины, хотели видеть в ней врача, однако к выбору дочери отнеслись с уважением.
"В летном училище я была первая девушка за всю историю этого учебного заведения. Было нелегко... Даже преподаватели поглядывали и упрекали - мол, что тебе тут делать, даже документы не хотели принимать, пришлось добиваться", - вспоминает Ларина. Завоевывать уважение преподавателей, когда кругом одни мужчины, девушке было нелегко, но через пару лет они были уже на равных.
"Труднее всего было изучать технические предметы, карбюраторы, генераторы... Училась хорошо, но самый главный и любимый предмет - пилотирование - сдавала на "отлично", - с гордостью сообщила летчица.
Она налетала уже 800 часов на разных направлениях: Грозный - Москва, Симферополь, Стамбул, Казань. Чтобы стать командиром судна, нужно не менее 1500 часов, Ларина на полпути к мечте.
"Конечно, я стремлюсь стать командиром экипажа, а иначе зачем идти в эту профессию", - заявила девушка. Она уверена, что в небе безопасней, чем на земле.
"Ездить за рулем автомобиля намного опасней, а в небе ты одна, если не считать пролетающих самолетов, и еще... там нет светофоров", - шутит Ларина.
"Моя любовь к небу началась с заката. Я страшно любила смотреть и позднее - фотографировать закат, и теперь временами отрываюсь от приборов самолета и, если удается застать этот момент в полете, любуюсь им", - призналась девушка. Говорит, что не боится нештатных ситуаций и готова к ним.
"Нас этому учат, мы разбираем каждый случай детально, отрабатываем до автоматизма действия в подобных ситуациях. Я не боюсь. Да и времени пугаться, думаю, у пилотов в случае опасности просто не будет. Он должен работать, посадить машину, спасать людей, а бояться - уже на земле", - заявила Ларина.
Она считает, что авиатором нужно родиться. Летчица не останавливается на достигнутом и совершенствует профессию - учится на третьем курсе Ульяновского института гражданской авиации.
"Командир меня научил. Главная примета - никогда не фотографироваться перед полетом", - рассказала Ларина. И еще пилоты не любят слово "последний".
"Мне категорически запретили употреблять это слово в авиации, и я уже даже в быту не пользуюсь этим определением. Нахожу синонимы, говорю "крайний рейс", "крайний раз", - отметила девушка.
Два пилота в семье - слишком
Ларина мечтает о семье, причем мыслит она традиционно по-чеченски: семья должна быть большая и дружная. Сказывается воспитание. Но пока она не знает, как будет совмещать работу и семью.
"Я не готова жертвовать карьерой ради семьи, но надеюсь, не придется это делать", - говорит она. Она бы хотела, чтобы ее спутником жизни стал человек другой профессии.
"Два пилота в семье - это слишком. Люди должны дополнять друг друга", - считает летчица.