Садаев выступил на слушаниях при Комитете Верховной Рады Украины
22 марта состоялись слушания при Комитете Верховной Рады Украины по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений на тему: "Состояние реализации Национальной стратегии в области прав человека по обеспечению и защите прав коренных народов и национальных меньшинств Украины и законодательные инициативы по созданию эффективных механизмов такой защиты".
На комитетских слушаниях присутствовал и выступил Салман Садаев, руководитель ВОО «Диаспора чеченского народа» и председатель Комиссии по межнациональным отношениям Общественного совета при Минкультуры Украины.
Салман Садаев заявил:
"В качестве руководителя ВОО «Диаспора чеченского народа» и члена Комиссии по межнациональным отношениям Общественного совета при Министерстве культуры Украины мне пришлось принять участие и выступить в парламентских слушаниях на тему «Роль, значение и влияние гражданского общества на формирование этнонациональной политики единства в Украине».
Осуществляя определенный ретроспективный анализ, размышляя о нынешней ситуации в стране, делая выводы по этнонациональной проблематике, я вынужден констатировать тот факт, что до сих пор в Украине не разработана и не принята Концепцию государственной этнополитики и неизвестно будет ли это сделано вообще. Также, до сих пор не принят новый закон о национальных меньшинствах. Наработанные в свое время рекомендации фактически не выполнены до сих пор, за редким исключением. Хотя, надо отметить, что на последних встречах руководства Общественного Совета с заместителями Министра культуры Украины, на мой взгляд, было достигнуто взаимопонимание относительно системного подхода к решению этих вопросов.
Я хотел бы подчеркнуть важность для государства разработки полноценной и эффективной Концепции государственной этнонациональной политики и четкого плана ее реализации. Концепция - это своеобразный путеводитель, установленный на основе достигнутого консенсуса в том числе и при активном участии представителей национальных меньшинств. Это определение общего направления сознательного приложения усилий со стороны государства для достижения определенного результата - для предотвращения спекуляций враждебных Украине сил и различных популистов на проблематике межнациональных отношений. Признавая общую для всех в качестве ценности высшего сорта Украинскую Государственность, соборность и суверенитет и территориальную целостность Украины, Концепция должна указать путь к гармонизации межнациональных отношений как в рамках всего государства, так и в отдельных регионах. Она не должна быть направлена на унификацию этнического состава населения Украины, а должна способствовать достижению единства граждан при сохранении разнообразия и культурных особенностей.
Кроме того, очень важной задачей в свете вышесказанного, является четкое определение на законодательном уровне терминов, которыми также могут спекулировать те или иные силы. Речь идет о таких термины, как «титульная нация», «коренной народ», «национальное меньшинство», «мигранты», «язык национального меньшинства» и другие. В мире существует ряд прецедентов, когда произвольное толкование этих и некоторых других, смежных, терминов приводило к печальным, а иногда и трагическим последствиям. Даже на бытовом уровне часто можно наблюдать ощутимое обострение споров, когда упоминается такое понятие, как, например, «титульная нация» или «национальное меньшинство». Поскольку действующее законодательство не содержит определения этого важного понятия, есть простор для искажения и неправильного толкования. Возникают ситуации, когда под вполне нормальным и приемлемым в демократическом мире понятием «титульной нации» понимают почти установления режима этнических чисток. В свою очередь, это усиливает напряженность в отношениях между украинцами по национальности и представителями других национальностей. Определение на законодательном уровне, а именно в новой Концепции этнополитики, этих и других понятий должно способствовать разрешению ряда недоразумений и потенциально способствовать избежанию определенных конфликтных ситуаций.
В завершение хотел бы отметить, что не исчезла актуальность проблемы относительно окончательного определения с тем какой именно исполнительный орган и каким конкретно образом будет внедрять в жизнь государственную этнонациональную политику и решать проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений. Вопрос распыления и размытости компетенции не исчез, поэтому требует отдельного изучения и принятия окончательного решения. Благодарю за внимание!"